"Агентство 77 регион" ©
Бизнес инструмент

ABC-XYZ анализ



ABC-XYZ анализ товарооборота и запасов.

Управление ресурсами, в том числе и товарными, в любой компании предполагает осуществление анализа большого количества информации по истории продаж, товарных запасов, поставок, возвратов и т. д. Если внимательно анализировать информацию по каждому товару, то на это просто не хватит рабочего времени, либо штат исполнителей будет непомерно раздут. Поэтому всегда стоит ряд актуальных в этой связи вопросов:

Одним из инструментов, позволяющих вести аналитическую работу с товаром можно назвать ABC-XYZ анализ. К сожалению, этот метод показывает неплохие результаты только в условиях стабильной среды, внешних и внутренних параметров, в связи с тем, что опирается на статистические данные пройденных временных периодов. Но при правильном подходе к анализу полученных результатов может дать информацию для дополнительных прогнозных методов, учитывающих динамику среды.

ABC-XYZ анализ используется для оптимизации работы с ассортиментом товара. Оптимизация работы с ассортиментом может привести к снижению затрат на обработку товара, уменьшению вложенных в запасы капиталов, уменьшению необходимых для хранения товара складских мощностей, увеличению продаж. Увеличение продаж происходит в первую очередь за счет исчезновения дефицита в запасах товара, равномерных поставках и в концентрации внимания на наиболее значимых товарах.

То есть можно говорить о том, что этот анализ позволяет выделить значимые и проблемные товары в ассортименте, а также дает возможность применения различных подходов к управлению созданными в процессе анализа группами товарного ассортимента.

Анализ ABC-XYZ является симбиозом двух, в принципе независимых, видов анализа. Попробуем разобраться в сути каждого из них, а затем рассмотрим преимущества их комбинированного использования.

АВС-анализ

Это метод, позволяющий классифицировать ресурсы по степени их важности. В его основе лежит «принцип Парето» — 20 % всех товаров дают 80 % оборота. Отсюда вытекает, что надёжный контроль 20 % номенклатурных позиций позволяет на 80 % контролировать всю систему, будь то запасы сырья и комплектующих, либо продуктовый ряд предприятия и т.п.

Далее «принцип Парето» совершенствовался и привел к появлению собственно АВС анализа.

В развитии ABC-анализ предполагал деление товарных запасов на три категории:

Но не всегда возможно вписаться в эти рамки, и цели анализа могут предполагать другое деление. В зависимости от целей анализа может быть выделено произвольное количество групп. Чаще всего выделяют 3, реже 4-5 групп (A, B, C, D, E,…).

По сути, ABC-анализ — это ранжирование ассортимента по выделенному параметру общему для всех товаров. Ранжировать таким образом можно и поставщиков, и складские запасы, и покупателей, и длительные периоды продаж — всё, что имеет достаточное количество статистических данных. Результатом АВС анализа является группировка объектов по степени влияния на общий результат.

Определение групп и их соотношения могут производиться экспертами, но есть и другие методы.

Наиболее наглядным методом можно назвать графический метод определения границ между группами (метод касательных). Применяется он следующим образом:

Иллюстрация

Применяя такой алгоритм можно построить математически обоснованное разбиение ассортимента или другого ресурса.

Как это использовать?

Сконцентрировать внимание на группе А, в силу того, что эта критически важная группа для бизнеса. Применять технологии в работе, которые обеспечивают наиболее благоприятное существование для этой группы, например, выделять достаточное количество средств для закупки товаров из этой группы, обеспечивать своевременность поставок, устанавливать приоритет обработки и т.д. и т.п. Анализ и контроль информации по этой группе должен осуществляться на более высоком управленческом уровне.

По группе В необходимо контролировать ситуацию в плане перехода товаров из этой группы в соседние. По товарам тяготеющим к группе А необходимо проводить мероприятия, которые могут способствовать перемещению товара в более высокую по приоритету группу. По тяготеющим к группе С понимать причины и тенденции такого тяготения.

В группе С можно искать позиции, которые можно исключить из ассортимента или они будут заменены новинками. Поставлять товары этой группы лучше партиями приближенными к планируемому объему сбыта или под заказ.

Из отрицательных моментов нужно отметить в первую очередь то, что АВС-группировка по одному показателю далеко не всегда корректно расставляет приоритеты. Для более глубокого исследования можно проводить АВС анализ по разным параметрам (например, по объему продаж, доходности, затратам на хранение и т.д.) и затем совмещать эти анализы, формируя многомерные массивы данных с выделением большего количества групп и формированием различных подходов к управлению отдельными группами. При использовании многомерного ABC-анализа количество элементов в группе А может быть существенно больше 20%.

Также ABC-анализ не умеет распознавать качество и природу данных, это должен делать аналитик перед проведением расчётов, например, часть товара может попасть в другую группу по причине сбоя у поставщика, или останется не учтенным сезонный фактор при экстраполировании результатов анализа на будущие периоды.

Некоторые отрицательные моменты применения АВС-анализа можно снять за счет использования совместных методов. Одним из которых является XYZ-анализ.

XYZ-анализ

Основная идея XYZ-анализа состоит в группи¬ровании объектов по однородности анализи¬руемых параметров, другими словами - по коэффициенту вариации. В качестве параметра могут быть: объем продаж (количество), сумма продаж, сумма торговой наценки и т.п.

Вариация – это отклонение/изменение/различия. Коэффициент вариации, выраженный в %, показывает насколько велики были отклонения параметров за анализируемый период.

Иллюстрация

Очень важно правильно определить перио¬дичность данных, которые анализируются. Например, можно провести анализ по ежедневной от¬грузке товара со склада, но в случае, если большая часть товаров отгружается не каждый день, а поставки осуществляются один раз в квартал, результат будет недостаточно показательным. Практика показывает, что период выборки данных должен существенно превышать перио¬дичность поставок, принятую для большей части товаров.

При использовании исследования в торговле или сбыте товаров, XYZ-анализ дает возможность сделать выводы о том, насколько стабильны продажи, выявить те или иные отклонения. В конечном результате – классифицировать товары, клиентов в зависимости от равномерности продаж или покупок.

В классическом подходе в группу X попадают объекты с коэффициентом вариации до 10% - это товары, характеризующиеся стабильностью продаж и возможностью точного прогнозирования их потребления.

Группа Y – коэффициент вариации со значением от 10 до 25 % - товары, потребление которых более сложно прогнозировать, проявляются некоторые тенденции (например, сезонные колебания).

Группу Z формируют товары, не имеющие каких-либо тенденций в потреблении, потребляемые нерегулярно. Значения коэффициента вариации более 25 %.

Использование XYZ-анализа позволяет точнее настроить систему управления товарными ресурсами и за счет этого снизить суммарный товарный запас.

XYZ-анализ целесообразнее проводить в натуральных измерителях, чтобы избежать влияния изменяющегося ценового фактора на результат.

Совмещенный анализ АВС-XYZ

Сначала проводится ABC-анализ товаров по сумме полученного дохода или по сумме отгруженного товара за весь учетный период (например за год). Затем осуществляется XYZ-анализ этих товаров за весь период (например, по ежемесячным продажам за год). После этого результаты совмещаются.

Результат совмещения для наглядности может сводиться в таблицу:

A B C
 

 X 

 
Высокая потребительская стоимость, высокая степень надежности прогноза вследствие сьабильности потребления Средняя потребительская стоимость, высокая степень надежности прогноза вследствие стабильности потребления Низкая потребительская стоимость, высокая степень надежности прогноза вследствие стабильности потребления
 

 Y  

 
Высокая потребительская стоимость, средняя степень надежности прогноза вследствие нестабильности потребления Средняя потребительская стоимость, средняя степень надежности прогноза вследствие нестабильности потребления Низкая потребительская стоимость, средняя степень надежности прогноза вследствие нестабильности потребления
 

 Z 

 
Высокая потребительская стоимость, низкая степень надежности прогноза вследствие стохастического (случайного, неопределенного) потребления Средняя потребительская стоимость, низкая степень надежности прогноза вследствие стохастического (случайного, неопределенного) потребления Низкая потребительская стоимость, низкая степень надежности прогноза вследствие стохастического (случайного, неопределенного) потребления

Товары групп А и В обеспечивают основной товарооборот компании. Поэтому необходимо обеспечивать постоянное их наличие. Общепринятой является практика, когда по товарам группы А создается избыточный страховой запас, а по товарам группы В - достаточный. Использование XYZ-анализа позволяет точнее настроить систему управления товарными ресурсами и за счет этого снизить суммарный товарный запас.

Товары групп АХ и ВХ отличает высокий товарооборот и стабильность. Необходимо обеспечить постоянное наличие товара, но для этого не нужно создавать избыточный страховой запас. Расход товаров этой группы стабилен и хорошо прогнозируется.

Товары групп AY и BY при высоком товарообороте имеют недостаточную стабильность расхода, и, как следствие, для того чтобы обеспечить постоянное наличие, нужно увеличить страховой запас.

Товары групп AZ и BZ при высоком товарообороте отличаются низкой прогнозируемостью расхода. Попытка обеспечить гарантированное наличие по всем товарам данной группы только за счет избыточного страхового товарного запаса приведет к тому, что средний товарный запас значительно увеличится. По товарам данной группы следует пересмотреть систему заказов. Часть товаров нужно перевести на систему заказов с постоянной суммой (объемом) заказа, по части товаров необходимо обеспечить более частые поставки, выбрать поставщиков, расположенных близко к вашему складу (и снизить тем самым сумму страхового товарного запаса), повысить периодичность контроля, поручить работу с данной группой товаров самому опытному сотруднику и т. п.

Товары группы С составляют до 80% ассортимента компании. Применение XYZ-анализа позволяет сильно сократить время, которое тратится на управление и контроль над товарами данной группы.

По товарам группы СХ можно использовать систему заказов с постоянной периодичностью и снизить страховой товарный запас.

По товарам группы CY можно перейти на систему с постоянной суммой (объемом) заказа, но при этом формировать страховой запас, исходя из имеющихся у компании финансовых возможностей.

В группу товаров CZ попадают все новые товары, товары спонтанного спроса, поставляемые под заказ и т. п. Часть этих товаров можно безболезненно выводить из ассортимента, а другую часть нужно регулярно контролировать, так как именно из товаров этой группы возникают неликвидные или труднореализуемые товарные запасы, от которых компания несет потери: рост затрат на хранение, «заморозку» капитала, потери качества и т.п.

Использование совмещенного АВС / XYZ-анализа имеет ряд значительных преимуществ, к которым можно отнести следующие:

Необходимо также отметить следующие недостатки описываемых методов:

На практике, для формирования правил управления товарами/запасами используют более широкую совместную ABC — XYZ — FMR — VEN классификацию, определяя для каждой из групп собственные уникальные правила (3×3×3×3 = 81 группа). Для упрощения политики управления применяют сокращение числа групп, при этом выделяют обычно 10-15 групп.


Бизнес инструмент