"Агентство 77 регион" © | 2015 |
Автор Поднебенный Игорь Игоревич

Время в логистике - ресурс, преимущество или цель?



ВРЕМЯ нельзя пощупать, оно ускользает, как только мы хотим к нему «прикоснуться».

В повседневной жизни люди понимают под словом «ВРЕМЯ» несколько различных сущностей. Сколько сейчас ВРЕМЕНИ? Через сколько ВРЕМЕНИ произойдет определенное событие? В какое ВРЕМЯ произойдет событие? Сколько ВРЕМЕНИ длится событие?

Эти вопросы показывают, что ВРЕМЯ определяет не только какую-то точку отсчета, но также и длительность – интервал ВРЕМЕНИ.

Понятие ВРЕМЕНИ зародилось у людей от наблюдения за циклически повторяющимися природными явлениями. Смена погоды, вызванная периодичностью вращения планеты Земля вокруг Солнца, привела к возникновению такого понятия как ГОД. Циклическая смена дня и ночи, вызванная периодичностью вращения планеты вокруг собственной оси, привела к появлению понятия СУТКИ. То есть можно говорить о том, что зародились некоторые интервалы, которые можно отслеживать, и с которыми можно соотносить длительность других процессов, а также определять относительно этих интервалов точки возникновения событий.

В фундаментальной науке ВРЕМЯ не является циклическим процессом, а представляет собой однонаправленную ось. Это объясняет невозможность повторения событий в одной и той же точке интервала ВРЕМЕНИ, если они не произошли в один момент - одновременно.

Рассмотрим несложную задачу логистики по перемещению груза весом 1 килограмм из точки А в точку Б, расположенных на расстоянии 1 километр, к назначенному времени 23:00 часов 31 декабря 2015 года (все параметры выбраны условно).

Иллюстрация

Задача может быть выполнена следующими способами:

1) Курьер осуществляет перемещение груза своими силами;

2) Водитель-экспедитор осуществляет перемещение груза с применением автотранспорта;

3) Оператор осуществляет перемещение груза с применением квадрокоптера;

4) Груз телепортируется самостоятельно – этот вариант мы пока не рассматриваем из-за сложности или невозможности реализации в современных условиях.

В первых трех способах в обязательном порядке присутствует человек, значит для выполнения задачи требуются как минимум людские ресурсы. Отсутствие людских ресурсов сделает невозможным выполнение поставленной задачи. Теперь посмотрим, как будет влиять на поставленную задачу отсутствие необходимого интервала времени. На ее выполнение потребуется время как минимум ограниченное интервалом зависящим от скорости перемещения груза из точки А в точку Б. Мы прекрасно понимаем, что при выполнении задачи способом №1 – перемещением груза курьером, скорость которого около 5 км/ч (если не бежать), понадобится около 12 минут. Доставка на автотранспорте или квадрокоптере может занять около 2-3 минут. То есть получается, что интервал времени необходимый для выполнения задачи зависит не от самого ВРЕМЕНИ, а от используемых ресурсов: людских, материально-технических. Способ телепортации, если он будет когда-либо в будущем реализован, вообще сведет интервал времени необходимый на перемещение груза к бесконечно малой величине. Можно говорить в этом случае о том, что ВРЕМЯ – длительность временного интервала до наступления события (доставка заказа в пункт Б), не является ресурсом, необходимым, способствующим или препятствующим выполнению поставленной задачи, и ВРЕМЯ – длительность выполнения задачи сводится к тому, какие ресурсы задействованы: людские, материально-технические, финансовые.

Наличие длительного интервала ВРЕМЕНИ до наступления назначенного события позволяет исполнителю выбрать тот или иной способ выполнения поставленной задачи руководствуясь внутренними установками оптимального использования ресурсов. При отсутствии курьера, можно его нанять, при отсутствии автотранспорта или его более высокой стоимости проводить сравнение, что дешевле – доставка курьером или автодоставка сторонней компанией. Запускается еще один процесс - оптимизация, который может позволить получить ПРЕИМУЩЕСТВО, более рациональное использование имеющихся ресурсов, экономию ресурсов. Если заданный интервал, до наступления события слишком мал и недостаточен для запуска процесса оптимизации, то задача будет выполняться наиболее простым способом, будут выбраны ближайшие свободные ресурсы. Мы видим, что наличие достаточно длительного интервала ВРЕМЕНИ до наступления события дает возможности для запуска дополнительных процессов, открывает «окно возможностей» для оптимизации имеющихся ресурсов, но не гарантирует получение оптимального результата. Значит, полученный дополнительный интервал ВРЕМЕНИ не предоставляет прямых выгод своим наличием, а дает ПРЕИМУЩЕСТВО только в случае запуска дополнительных процессов, в нашем примере процесса оптимизации ресурсов. Процесс оптимизации ресурсов может длиться очень короткий промежуток времени, например, если он автоматизирован, либо выбор ресурсов строго ограничен, существует только курьер, а нанять автотранспорт нет средств. В этом случае наличие дополнительного интервала ВРЕМЕНИ, до наступления события, не дает ПРЕИМУЩЕСТВ и не способствует получению выгод. Поэтому трактовать однозначно ВРЕМЯ, как ПРЕИМУЩЕСТВО невозможно, оно становится таковым только при запуске «правильных» процессов.

Теперь посмотрим на ВРЕМЯ как на ЦЕЛЬ, но первоначально уточним определение ЦЕЛИ:

«Цель — идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; конечный результат, на который преднамеренно направлен процесс.»

Википедия. Свободная энциклопедия.

В рассматриваемой нами задаче не было задано условие вписаться в какой-либо интервал ВРЕМЕНИ, но присутствовала установка осуществить перемещение груза в заданную точку Б к заданному ВРЕМЕНИ - 23:00 часов 31 декабря. Значит ВРЕМЯ выступило одним из условий, при невыполнении которого задача не будет решена. Отсюда следует, что ВРЕМЯ обозначено ориентиром, результатом, на который направлен процесс, и является составной частью ЦЕЛИ задачи. Поставка груза в другое ВРЕМЯ, раньше или позже, возможно и будет удовлетворять получателя в точке Б, но тогда в условии задачи будет задана не конкретная временная точка, а интервал ВРЕМЕНИ. К тому же, при внимательном рассмотрении - 23:00 можно также расценивать как короткий интервал ВРЕМЕНИ равный 60 секундам, поэтому в условии задачи изначально заложена не одна точка ВРЕМЕНИ, а интервал, пусть и очень незначительный, которым зачастую пренебрегают. Получается, что ЦЕЛЬЮ в задаче является перемещение груза между заданными точками пространства в заданном интервале ВРЕМЕНИ, то есть задача сведена к согласованию ресурсов, применяемых для перемещения груза, с ЦЕЛЕВЫМИ пространственно-временными интервалами. ВРЕМЯ выступает либо как одна из ЦЕЛЕЙ задачи, если рассматривать ВРЕМЯ отдельно от пространства, либо как параметр ЦЕЛИ, если задача рассматривается как пространственно-временная.

В заключение хочется отметить, что ВРЕМЯ в логистике применяется повсеместно, но однозначного понимания, чем является ВРЕМЯ для логистики, у сегодняшних специалистов еще не сложилось. Надеюсь, что мой взгляд и разобранный несложный пример логистической задачи, позволят приблизиться к единой точке зрения на ВРЕМЯ в логистике. Единообразное восприятие ВРЕМЕНИ позволит обсуждать и выстраивать согласованные логистические процессы с привязкой к единым одинаково трактуемым показателям.

Апрель 2015 год