Статья написана по заказу "Агентство 77 регион" © | 2013 |

Способы планирования



Одной из важнейших функций управления является планирование. Именно в процессе планирования формулируются стоящие перед предприятием задачи, определяются наиболее эффективные пути их достижения и необходимые ресурсы. Планирование – это процесс, с помощью которого система (организация) приспосабливает свои ресурсы к изменениям внутренних и внешних условий для достижения своих целей.

Планирование предполагает: обоснованный выбор целей, разработку мер и методов достижения целей и обеспечение основы для принятия последующих решений.

Рассматривая вопросы планирования на уровне предприятия, необходимо обозначить такое понятие как технология планирования.

Технология планирования представляет собой совокупность конкретных методов и способов разработки планов хозяйственного развития, как по предприятию в целом и его структурным подразделениям, так и в перспективе развития.

Технология планирования предусматривает различные подходы к разработке планов, из которых наиболее часто используются консервативный, технический и адаптивный

Консервативный подход к планированию характеризуется тем, что при разработке плана исходят из сложившихся на предприятии тенденций без учета возможных изменений в экономической ситуации и необходимости повышения эффективности торгового процесса. Это порождает консервативные планы, закрепляющие устаревшую экономическую политику предприятия, независимо от того, плохая она или хорошая. При этом разработка планов ведется обычно в безальтернативном варианте.

Технический же подход, предусматривает при разработке планов использование преимущественно экономико-математических методов, и, прежде всего математических моделей. Такой подход несколько преувеличивает значение технических средств и сложившихся математических зависимостей в планировании показателей, но одновременно позволяет рассчитать различные варианты планов и выбрать из них наиболее оптимальный как по затраченным ресурсам, так и по результатам.

Адаптивный подход к планированию предполагает, что план должен быть разработан таким образом, чтобы иметь возможность корректировки в случае необходимости, быть достаточно гибким, приспосабливаясь к различным изменениям.

Адаптивный подход может быть двух видов:

а) пассивный, когда плановые расчеты корректируют после начала воздействия какого-либо фактора;

б) активный, когда план разработан таким образом, что он во многом предвидит те или иные изменения факторов внешней и внутренней среды.

Независимо от того, какой подход к планированию используется на предприятии, технологический процесс разработки планов должен осуществляться в соответствии со следующими принципами:

Принцип единства (системности) предполагает, что планирование должно носить системный характер.

Принцип непрерывности определяет процесс планирования как непрерывный процесс в рамках установленного цикла, когда разработанные планы приходят на смену друг другу.

Принцип гибкости заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.

Принцип точности требует обоснованности, детализации и конкретизации планов в той степени, в какой это позволяют внешние и внутренние условия существования организации и в какой это необходимо для его реализации.

Принцип участия означает, что в разработку планов должны включаться все специалисты объекта хозяйствования, а при необходимости и специалисты извне.

По целям, охвату и срокам планирование делится на: стратегическое, тактическое, оперативное.

Стратегическое Тактическое Оперативное
Задачи планирования Обеспечение реализации миссии фирмы; определение программы деятельности Вопросы финансирования, инвестирования, сбыта, снабжения, персонала Обеспечение надежности повседневного функционирования
Уровень планирования Уровень отрасли Уровень предприятия Уровень функциональных отделов
Носители идей планирования Менеджмент высшего уровня Менеджмент высшего и среднего уровня Менеджмент среднего и низшего уровня
Горизонт планирования Длительные сроки (3-5 лет). Средние сроки (год) Короткие сроки (квартал - полугодие)
Сравнение параметров стратегического, тактического и оперативного планирования

Стратегическое планирование задает перспективные направления развития предприятия, определяет основные виды его деятельности, позволяет увязать в единую систему маркетинговую, проектную, производственную и финансовую деятельность.

Стратегический план обеспечивает адаптацию предприятия к внешней среде, к распределению ресурсов и внутреннюю координацию деятельности с целью выявления его сильных и слабых сторон.

Тактическое планирование - это детальное планирование, определение и разработка вопросов в рамках стратегического плана (разрабатывается, как правило, на год). Тактику можно рассматривать как определенные шаги, ступени по направлению к общей цели, предусмотренной стратегией. К нему относится планирование условий хозяйственных операций, производственных мощностей, средств производства, капиталов, план продаж.

Оперативное планирование – это текущее производственно-финансовое и исполнительское планирование на короткие отрезки времени и по отдельным производственным подразделениям, например, цех-участок-бригада-рабочее место.

Оперативное планирование производства является завершающим звеном плановой работы на предприятии продолжением и конкретизацией заданий. Оно заключается в разработке на основе годовых планов конкретных производственных заданий на короткие промежутки времени как для предприятия в целом, так и для его подразделений.

Другой важный вид планирования – календарное планирование.

Календарное планирование - это составления календарного плана, который включает в себя полный перечень необходимых работ с указанием точного срока начала и окончания каждого вида работы. Таким образом, календарное планирование дает возможность наглядно увидеть полный перечень предстоящих работ и определить их логические взаимосвязи. Кроме того, календарное планирование позволяет также с высокой точностью определить потребности в материальных и людских ресурсах, а также необходимую продолжительность работ.

Как в крупной компании, так и небольшой фирме приходится одновременно решать множество задач. И календарное планирование в таких случаях помогает спланировать целый комплекс мероприятий объединенных одной целью. Ярким примером такого планирования может служить деятельность концертных организаций. Когда весь план расписан по дням (причем одновременно может выполняться сразу несколько задач): аренда концертной площадки, распространение билетов, поиск спонсоров, запуск рекламы по нарастающей ко дню выступления и так далее.

Помощником в таком планировании может быть диаграмма Ганта. В ней определяется задачи и время на их решение.

Иллюстрация

Диаграмма Ганта (календарное планирование проекта)

Теперь рассмотрим наиболее применяемые методы в планировании.

Иллюстрация

Основные методы планирования.

Нормативный метод.

Нормативный метод планирования предполагает использование в плановых расчетах абсолютных и относительных норм и нормативов. Эти нормы могут быть заданы для предприятия извне (нормативы отчислений в бюджет и внебюджетные фонды, использования трудовых ресурсов) или разработаны и утверждены на предприятии (нормы выработки работниками, численности работников и др.).

Рассмотренные нормативы применяются в торговле при планировании таких показателей хозяйственной деятельности, как валовой доход, многие статьи издержек производства и обращения, налоговые платежи, техническая оснащенность предприятий, товарные запасы.

Этот метод обосновывает определенные плановые показатели. Но его недостаток в том, что эти показатели сложно адаптировать к постоянно меняющейся ситуации.

Балансовый метод.

Балансовый метод предусматривает использование в планировании балансов, назначение которых состоит в увязке имеющихся в наличии у предприятия материальных и финансовых ресурсов с фактической потребностью в них. Балансовые расчеты должны быть произведены таким образом, чтобы использование или распределение ресурсов не превышало их реального объема.

Балансовые расчеты используются при планировании поступления товаров на предприятие исходя из прогнозируемого товарооборота и величины начальных и конечных товарных запасов, при определении потребности предприятий в оборудовании, предметах материально-технического оснащения и так далее.

Этот метод позволяет грамотно распределить имеющиеся у организации ресурсы. И в тоже время при ошибках в расчетах очень сложно откорректировать заново все показатели.

Аналитически метод.

Аналитический метод планирования используется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между отдельными показателями очень сложно проследить и соответственно точно учесть. Сущность этого метода заключается в том, что расчеты плановых показателей производятся на основе анализа уже достигнутого уровня и перспектив развития организации.

Иллюстрация

Схема аналитического метода планирования.

Значение аналитического метода планирования велико, поскольку на его основе определяются такие важнейшие показатели производственно-торговой деятельности, как объем товарооборота, сумма доходов и прибыли и так далее. Но использование этого метода предъявляет серьезные требования к специалистам.

Подводя итог, отметим, что планирование - это процесс осуществления совокупности систематизированных и взаимосвязанных работ по определению направлений деятельности предприятий.

Будущее любого предприятия прямо зависит от того, насколько адекватно отвечают его действия потребностям рыночной экономики. Вовремя и правильно ответить на эти вопросы, и есть главная задача планирования организации.


Источники:

  1. http://turbizorg.ru/vidy-planov-metody-i-sposoby-planirovaniya/
  2. http://konspekts.ru/biznes-2/biznes-planirovanie/metody-planirovaniya/
  3. http://konspekts.ru/biznes-2/biznes-planirovanie/metodologiya-planirovaniya-principy-planirovaniya/
  4. Экономика и организация деятельности торгового предприятия. Учебное пособие/Под общ. ред. А.Н.Соломатина. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 295 с.
  5. Шепеленко Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии: Учебное пособие для студентов экономических факультетов и вузов. 4-е изд., доп. и переработ. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2003. - 592 с.